Тема творчества и свободы в романе Евгения Замятина «Мы».

Считается, что роман Евгения Замятина «Мы» есть явным примером литературного течения «антиутопия», однако можно с легкостью сказать, что именно это творение повлияло на дальнейшее развитее жанра, а не наоборот. Такие писатели как Оурел и Хаскли, которые в мировом масштабе более известны, чем Замятин, сами признавались, что именно роман «Мы» дал основной толчок к их творчеству.
«Мы» описывает гипотетические события ХХХ века в идеальном математическом будущем. Автор здесь проводит аналогию того же будущего недавно созданного коммунистического общества, хотя и непрямо. С этого исходит, что роман долгое время в Советском Союзе был запрещен. Можно утверждать, что все произведение построено на изображении утопии, она заходит абсурдно далеко. С этого исходит название самого жанра – антиутопия, как возражение и протест утопии, которые проявляются в тяге к естественному, свободе и противостоянии силы природы силам разума.
По сюжету творчество и свобода в Едином государстве очень ограничены. Все люди живут в комнатах со стеклянными стенами, называются нумерами, таким образом, вместо имен пользуются порядочными номерами и буквами; все они живут и работают за одинаковым расписанием Скрижали времени, носят одинаковую одежду, которая отличается только по цвету относительно пола. Жители государства решили вопрос секса, в половом отношении каждому доступны все и наоборот всем доступен каждый. Надо только записаться в очередь и получить розовый талон, позволяющий на час зайти в комнату и закрыть шторами стеклянные стены. Территория данной страны-города огорожена зеленой стеной, это значит, что никто не может покинуть ее пределы. Возглавляет страну Благодетель, который избирается  на фиктивных выборах. Доступ к нему жестко ограничен. Ему помогают надзиратели, которые все контролируют. Все расовые или культурные признаки в населения очень затерты, люди выглядят одинаково и ведут похожую жизнь. Интересы практически не выделяются, все верят в могущество страны и своим трудом пытаются вносить вклад в ее развитие.
Однако это только внешняя оболочка тех раскладов, которые присутствуют в Едином государстве. В романе присутствует дуализм взглядов и ощущений по отношению к понятиям свободы и творчества. Люди не полностью избавились от привычек, которые считают древними и ненужными. Однако общество борется с ними и вскоре надеется избавиться  полностью. А избавиться с предложенной точки зрения означает освободиться. Именно в таковом формате обществом рассматривается понятие свободы. Быть свободным – это не отвлекаться на мелочи, тормозящие идеальную работу Единого государства. Так, одной из болезней, которые считаются очень сложными, есть образование души. Общество также борется с этим явлением всеми средствами ради свободы и здоровья всей нации. Люди с душой очень заразные и их надо извлекать.
Для того чтобы перейти ко второй точки зрения относительно понятия свободы, надо рассмотреть героев романа, поскольку этот угол здесь более субъективен. Практически все события описываются из жизни Д-503. Это инженер Интеграла – космического корабля, который Единое государство планирует запустить для познавания иных цивилизаций. Рассчитывается, что при контакте и другими людьми им будет навязан новый строй и порядок идеально развивающегося на Земле общества. Поэтому поступила государственная программа писать о том, как хорошо живется людям Единого государства. Д-503 как сознательный гражданин, решил начать вести дневник, в форме которого и пишется роман «Мы». Главный герой помещает сюда все: как то, что он понимает и видит, так и то, чего он никак не может понять. Начало дневника, как и романа, структурированное и в большей мере понятное. Однако далее Д-503 задает все больше сложных вопросов, ответы на которые не так просто найти даже самому читателю как относительно событий романа, так и при проведении аналогии с реальной жизнью. Деформируется при этом и понятие свободы, особенно тогда, когда главный герой встречает І-330. Сначала в своих мыслях он отвергает все древнее, то есть дикарское. Однако І показывает ему совсем другой мир. Она делилась своими мыслями, которые все же были дикарскими за старым шаблоном, но имели совсем другую трактовку. Словами І-330 Евгений Замятин делает новый вывод понятия свободы. Это жить так, как тебе хочется. И на самом деле есть множество способов быть свободными, но прежде всего это индивидуальный и здоровый рассудок. Все же Д-503 почувствовал и эту свободу. Может быть не в полной степени, но все же, ведь у него образовалась душа – неисцелимая болезнь Единого государства.
Также, анализируя роман, можно рассматривать понятие свободы и в других аспектах. Например, это любовь или же некоторые ее формы. Несмотря на то, что сексуальные отношения базировались на розовых талонах и часах закрытых штор, Д постоянно выбирал себе для этого О-90 – пышнотелую и розовощекую невысокую девушку, которая, соответственно, постоянно занимала время для него. Иногда на О-90 заказывал талон R-13, но он был хорошим другом для Д-503, главный герой называл их своей семьей. То, что у Д и О была любовь, подтверждает тот факт, что она в неположенное время забеременела от него, что могло означать смерть. Также Д-503, сначала того не понимая, полюбил І-330. Он начал встречался с ней в неположенное время и ездил в запретные места. Любовь в жизни – это всегда свобода. В романе Замятина «Мы» она тоже сыграла свою роль, когда герои использовались ею как ключом ощущения и понимания освобождения от жесткой рутины и регламентации поведения каждого человека.
Наиболее хорошо в романе свободу понимали дикари-революционеры из самозваной организации Мефи, к которой принадлежала І-330 и куда несознательно чуть не вступил Д-503. Они попытались сорвать запуск Интеграла и уничтожить Единое государство, разрушив его границы, а также устрой. Что же, как не жажда свободы двигала этих людей?
Что касается темы творчества, то оно также присутствует в книге. Хотя автор о нем не так часто упоминает в прямом смысле, оно все же очень сильно ощущается. Центральным объектом творчества является дневник Д-503. Может быть, именно он подтолкнул его на множество вещей. Каждый ведь понимает, что написания практически любого текста структурирует мысли, а это уже творчество. Также известно, что друг Д R-13 был поэтом и писал стихи. Какими бы они не были примитивными и сухими, он их все равно их творил. Этому следует, что человек по своей природе существо творческое, потому данный фактор или же это черта характера, является одним из последних, которые уходят при убирании у человека всего человеческого. Даже в настолько тесных и регламентированных условиях человек пытается и продолжает творить. Творческим может быть не только род занятий, но и само поведение, как это было у I-330. Также стоит отметить, что Д-503 по профессии оставался гениальным инженером Интеграла, его творчество проявлялось как в выполняемых, так и в математических способностях. А в данном случае основные герои романа считаются отображением всего описанного Замятиным общества.
Интересно, подходя к концовке,  далее провести такую мысль, что создание автором романа «Мы» само по себе есть одним из высших ступеней творчества, поскольку он сам сотворил целый мир, в который мы с головой погружаемся, читая произведение. На счет свободы, то Евгений Замятин, думаю, тоже почувствовал ее в полной мере, как при написании книги, так и после ее издания. На роман ведь распространился запрет публикации.

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Обсуждение закрыто.