Из работ: Эссе на тему «Пространство в произведении Н.В. Гоголя «Нос»»

Любое литературное произведение имеет определенную пространственную организацию. Читатель как правило пытается проецировать его на пространство реальное, синхронизировать одно с другим, привязывая, например, к конкретному географическому объекту (городу, стране и т.д.) Однако, согласно Ю. Лотману, литературное произведение строится по законам так называемого художественного пространства.  Оно является специфической особенностью художественной литературы и не сводится к простому копированию реальной географии.

Это авторская модель мира, выраженная на языке пространственных представлений. Однако и здесь есть оговорка: это не просто совокупность героев и сюжетных эпизодов произведения, это сам язык, на котором говорит художественное произведение. И в творчестве Н.В. Гоголя это проявляется особенно ярко.

Повесть Н.В. Гоголя «Нос», возможно одно из его самых фантастических произведений. Тут мы не сталкиваемся лицом к лицу с нечистой силой, и более того мы даже не чувствуем ее присутствия, но мы сталкиваемся как минимум с необычной проблемой, как исчезновение носа. Фантастическая история, рассказанная автором, не может существовать в рамках обычного пространства. Пространственная организация произведения многомерна и многослойна, беспредельна и замкнута. Замкнутость заключается в городе, а беспредельное пространство – образуется за счет множества вне сценических и вне сюжетных персонажей.

Действие повести разворачивается в Петербурге. Мы видим вполне реальные места, отмеченные в рассказе : цирюльник, нашедший в печеном хлебе нос, живет на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту; квартира майора Ковалева находится на Садовой улице; разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе; цветочный водопад  дам сыпется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста; танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице; по сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины; студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад; орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе. Но не смотря на некую реалистичность Петербург  является неким замкнутым пространством, которое корежит , искажает людей .

Дилакторская  О.Г.  в своей работе «Фантастическое в повести Гоголя «Нос» отмечает , что для гоголевской прозы характерно соприкосновение и взаимодействие волшебного  и бытового миров. Причем даже при кажущемся сходстве эти пространства различны по своей сути. Майор Ковалев балансирует на грани этих двух миров , с одной стороны, стремясь удержаться в бюрократическом пространстве, предстающим как реальное пространство Санкт-Петербурга, с другой – продолжая существовать в условно реальном «живом» пространстве города Петербурга. И в то же время здесь оба мира не только противопоставляются, но и отчетливо сливаются вместе: критерий нахождения героя в пространстве столицы – обоснованные претензии на должность и карьерный рост. Пространство ирреального Петербурга организовано амбициями, карьерой, что принципиально выделяет его из других пространств и отделяет от Петербурга реально существующего. Те, у кого нет амбиций, кто не занят своей карьерой, живут в Петербурге как в любом другом месте – вне его особого пространства. Справедливым представляется и наблюдение С. Шевцова, изложенное в его статье «Структурная анатомия и конфигурация смысловых полей повести Н.В. Гоголя «Нос»: почти все отношения между героями – это отношения «пространственные» (пространства столицы), осуществленные через пространство и только благодаря ему .

25 марта случилась пропажа носа, 7 апреля нос возвращается к своему владельцу… Все это время  нос прибывает   в независимости от своего носителя. .

Время, которое описывает Гоголь нет в реальном(принятом) времени, так так 25 марта и 7 апреля- эта одна и та же дата по старому стилю, поэтому мы можем сказать, что этой истории и не было вовсе…

Возможно, пропажа носа – это просто сон Ковалева. Возможно ,все что происходило дальше, происходило во сне, а проснувшись нос был на месте.  Тут мы уже видим искажение пространства, его зеркальность, ведь каждый раз просыпаясь обнаруживая или не обнаруживая свой нос, Ковалев смотрится в зеркало, а если мы посмотрим на отражение слова НОС, то увидим искаженное СОН, возможно , что в этом заложена определенная роль.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что пространство в повести «Нос» создается путем соединения двух планов: реально-бытового и фиктивного бюрократического. Причем сами герои не воспринимают ирреальности второго пространственного плана, например, никого совершенно не удивляет сообщение о попытке носа бежать в Ригу, проскакивающее в одном ряду с самыми заурядными, бытовыми происшествиями. Этим приемом автору удается достигнуть создания особой пограничной пространственной области – не реального, не чисто фантастического, а скорее некоего фантасмагорического пространства. Автор показывает нам  свою модель мира, моделируя его разные связи: временные , социальные , этические…Возможно таким способом , своей непонятностью и абсурдностью Н.В. Гоголь хотел закрыть то, что на самом деле происходит в стране.

 

 

 

ИПОЛЬЗУЕМАЯ МНОЮ ЛИТЕРАТУРА :

 

1)Лекции по Отечественной Литературе Поливанова К.М.

2) Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос» // Русская литература. – 1984. – № 1. С.153 – 166

3) Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи (в 3-х т.). – Таллин: Александра, 1993. – Т. I.- С.413-447.

4) Шевцов С. Структурная анатомия и конфигурация смысловых полей повести Н. В. Гоголя «Нос» // http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/doksa/2006_10/index.htm

Share and Enjoy:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • Twitter
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Обсуждение закрыто.